
В мае на Ладоге
начнутся навигация и паломничество на Валаам. За один сезон святыни
легендарного места посещают до 80 тысяч паломников и туристов. Сейчас
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь переживает второе рождение:
реставрируют собор и скиты на островах архипелага, местное «мирское»
население переселяется из келий в новые квартиры на материке.
Восстановлением
жемчужины русского Севера с июля прошлого года занят Попечительский
совет во главе с Патриархом Алексием II. В совете — Георгий Полтавченко,
Виктор Черкесов, Евгений Примаков, другие известные политики и
предприниматели. На местах работами руководит игумен монастыря,
архимандрит Панкратий (Жердев).
Немного на земле есть
таких мест, как Валаам. Неслучайно он был назван «Северным Афоном». Но
даже афонские монахи, приезжавшие к нам, называли этот удивительный
архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние
десятилетия «пречудному острову». Каким он был раньше, в пору своего
расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева,
смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого
Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте.
Но главной
особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят
православные, «намоленность». Валаам освящен Божией благодатью, которую
стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и
неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская
обитель.
Сюда приезжали
множество паломников из всех слоев русского общества. Через исповедь у
старцев, через общение с монахами, через молитву, особый духовный строй
монастырского богослужения соприкоснуться с миром иным, горним (т. Е.
небесным), очистить и исправить свою жизнь. Это было раньше, и это
возрождается сейчас. Но для того чтобы возобновилось духовное служение
Валаама, нужно воссоздать храмы, скиты, кельи, мастерские и
Спасо-Преображенский собор — его нижний храм, где мы сейчас служим
летом, уже не вмещает паломников.
Иуда с нимбом
К реставрации собора
приступили в 1999-м. Но работы начались еще в семидесятых годах при
музее. Тогда многие из великолепных фресок, общая площадь которых 5000
м2, были в относительно неплохом состоянии. Однако реставраторы
совершили трагическую ошибку. Они не учли того, что открытые всем
ветрам, лишенные стекол и кровли стены и своды собора напитались влагой.
Реставраторы закрыли все окна пленкой и уехали на зиму. А весной
начался золотой дождь. Большая часть живописи осыпалась из-за
парникового эффекта. Потом долгие годы собор стоял в лесах, но работ не
велось.
Теперь придется многое
писать заново — по образцам. Настоящий сдвиг в реставрации произошел
после начала деятельности Патриаршего попечительского совета. Была
принята программа восстановления собора, финансирование стало
стабильным.
Во время реставрации
бывают разные случаи. К примеру, на одной из фресок сильнее прочих
изображенных персонажей пострадала фигура Иуды — осыпалась краска.
Художники нарисовали нового Иуду, с модной стрижкой и с нимбом. Я
спросил: «А нимб-то зачем? Это же человек погибший, продавший Христа за
30 сребреников. А вы его в святые записали!» Пришлось перерисовывать
Иуду заново…
В последний год идут
работы по воссозданию иконостаса, монументальной живописи алтарной части
собора, отремонтирована монастырская гостиница, приобретен теплоход
«Святитель Николай». Реставраторы отстраивают скиты, от которых остались
одни руины. Например, Смоленский скит — единственный российский храм,
где совершалось поминовение всех воинов, погибших за Родину.
Комиссары и шведы
Судьба Валаамского
монастыря знает трагические периоды: в ХVI — ХVII вв. его разоряли
шведы, в 1940-м обитель прекратила свое существование, а в опустевших
после Финской войны зданиях обосновался дом-интернат для инвалидов.
Снова монахи появились на Валааме 12 лет назад. Кто нанес монастырю
больший ущерб — коммунисты или иноземные захватчики?
Коммунисты были хуже
шведов. Это самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили
первые комиссары в 40-х, осквернили и разрушили позже. На острове
творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и
калек и оставили умирать. Некоторые художники-нонконформисты сделали
себе карьеру, рисуя в кельях человеческие обрубки. Дом-интернат для
инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория — там,
как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении «отбросы
общества».
Но настоящий вандализм
начался, когда в 80-х интернат эвакуировали, а в Воскресенском
(Красном) скиту у пристани разместили турбазу. Толпы туристов стремились
оставить свои имена на скрижалях истории: испещрили надписями скалы,
разобрали скиты на кирпич или сожгли, истоптали леса. Одним из любимых
развлечений тогда была стрельба по старинным постройкам.
Доходов от приема
туристов и паломников хватает только на жизнеобеспечение. Жизнь на
острове дорогая, все нужно привезти с материка. При советской власти
выделялись деньги из бюджета, а сейчас остров существует благодаря
туризму и паломничеству. Монастырь зарабатывает на жизнь книгоизданием,
продажей икон и церковной литературы, другими традиционными для церкви
способами. Но дело не только в деньгах. Мы за туризм, который не вредит
природе, архитектуре и монастырской братии. То есть приезжайте,
смотрите, только ведите себя по-человечески!
Феномен Валаама как
«чудо-острова», «жемчужины Ладоги», «небесного царства» возник именно
благодаря паломничеству. На архипелаге было что посмотреть. Наивысшего
расцвета обитель достигла в XIX веке при игумене Дамаскине — монастырь
стал городом-государством с населением в 1200 человек! Острова пересекли
ровные дороги, работали заводы — смоляной, кирпичный, кожевенный,
свечной. Валаам посетили Шишкин, Тютчев, Лесков, Менделеев, Чайковский
написал там 2-ю часть Первой симфонии «Угрюмый, туманный край». В
последнее десятилетие были Ельцин, Путин, Лужков, Касьянов. Святое место
действует на людей: человек посидит у воды, зайдет в храм, что-то у
него в душе изменится. В следующий раз, быть может, он уже захочет
приехать как паломник — помолиться, помочь.
Валаам — это
«проповедь в камне». А монастырское общежитие — «проповедь жизни». То, к
чему люди стремятся, во что верят, они видят у нас воочию.
Источник: www.aif.r