Смысл путешествия не в том, что видишь новые места,
а в том, что обретаешь новое видение мира

Марсель Пруст


Беломорско-Балтийский канал

Общие сведения

Беломорско-Балтийский канал или ББК, Беломорканал, Балтийский канал проложен по территории Медвежьегорского, Сегежского и Беломорского районов Республики Карелия, соединяя между собой Онежское озеро и Белое море. До 1961 канал назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина.

Канал берет начало у посёлка Повенец на Онежском озере, проходит через населённые пункты Сегежа, Надвоицы, Сосновец и заканчивается в Беломорске на Белом море. Общая протяжённость канала - 227 км, из них по разным источникам от 37,1 км до 48 км составляют искусственные пути.

Сооружения канала включают 128 объектов:

  • 49 дамб,
  • 33 искусственных канала,
  • 19 шлюзов и водоспусков,
  • 15 плотин,
  • 5 гидроэлектростанций и другие сооружения.

Продолжительность судоходства в среднем 160 дней в году.

Строительство канала

Путь, по которому был проложен канал, был известен давно, в XVI—XVII веках этой дорогой паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря.

Первая идея строительства судоходного канала принадлежала Петру I. Однако для XVIII века проект оказался невыполнимым из-за слишком высокой стоимости и сложности.

К идее строительства водного пути из Онежского озера в Белое море вернулись в 20 столетии. Строительство Беломорканала началось в конце 1931 года.

Беломорско-Балтийский канал был в рекордные сроки – за 21 месяц. За это время проложили 2500 километров железнодорожных путей, создали около ста инженерных сооружений,соорудили 37 км искусственных путей и перенесли Мурманскую железную дорогу, мешавшую строительству. При этом большинство работ были выполнены вручную!

Беломорско-Балтийский канал строили силами заключенных ГУЛАГа, курировали стройку Генрих Ягода и Матвей Берман. Всего в стройке приняло участие около 250 тысяч заключенных, не менее 13 тысяч человек погибли на строительстве.

После окончания строительства каналоармейцы были награждены «за хорошую работу»: для 60 тысяч человек сократили сроки заключения, а 12485 человек были освобождены. Канал получил название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», хотя сам Сталин счел канал узким, мелким и никому не нужным. Сталин недооценил значение ББК, строительство Беломорско-Балтийского канала положительно сказалось на экономике Карелии, был дан заметный толчок к развитию промышленности региона, появились новые города и поселки.

Во время войны Беломорско-Балтийский канал подвергся значительным разрушениям. К июлю 1946 года все поврежденные объекты отремонтировали и по каналу пошли первые суда.

В дальнейшем были две реконструкции Беломорканала. Первую провели в 50-х годах, тогда электрифицировали все механизмы и сооружения, а в 70-х годах канал был углублен в среднем на 40 сантиметров.

<<Вернуться в раздел
Развернуть
Беломоро-Балтийский канал

Беломоро-Балтийский канал

Шлюзы

Шлюзы

Заключенные на строительстве канала

Заключенные на строительстве канала




Статьи

28.02.2015 Валаам — «проповедь в камне»

В мае на Ладоге начнутся навигация и паломничество на Валаам. За один сезон святыни легендарного места посещают до 80 тысяч паломников и туристов. Сейчас Спасо-Преображенский Валаамский монастырь переживает второе рождение...

28.02.2015 Речные круизы в России: Валаам, Кижи и прочее

У многих слово «круиз» ассоциируется исключительно с морским путешествием. Между тем, речные круизы – отдых не менее интересный. Ведь и в России есть красоты, не уступающие тому, что можно увидеть с борта белоснежного океанского лайнера...

19.01.2018 Русский Север. Возвращение к истокам

Север у каждого свой. Для одних это чистые порожистые реки Карелии, для других — полноводные озера Вологды и Архангельска, для третьих — былинные земли Пскова и Новгорода. Суровый климат и безграничные просторы, светоносные дали и прозрачная чистота природы, таинственные каменные знаки и неведомые лабиринты, а главное, ощущение подлинной свободы — все это можно найти здесь.

Все статьи раздела…